Клинико-экспертные комиссии создаются на различных уровнях системы здравоохранения. В данном случае низовым уровнем выступает отдельное медицинское учреждение. Работа клинико-экспертной комиссии основывается на принципах объективности, адекватности времени, регулярности и других.
Медицинские учреждения нашего государства, как, впрочем, и медицинские учреждения большинства других стран, функционируют по определенным правилам, соблюдая определенные схемы и нормативы. Как и любые учреждения, больницы и поликлиники должны периодически и регулярно подвергаться определенному контролю различной степени сложности. Так, в частности, можно выделить мероприятия по внешнему и внутреннему контролю работы медицинского учреждения. При этом контролю подлежит как общий порядок деятельности медицинского учреждения, так и особенности и характеристики работы конкретных должностных лиц (медицинских работников и подсобного персонала).
Надо отметить, что контроль эффективности и качества порядка функционирования медицинских учреждений в нашей стране представляет собой многоуровневую систему. Так, высшим контрольным органом в данном случае выступает государство в лице высших компетентных лиц. Это и Прокуратура, и Конституционный суд, и Президент, и Уполномоченный по правам человека. Однако же для этих государственных институтов контроль качества работы медицинских учреждений не является профильным направлением деятельности, а лишь может входить в число частных мероприятий.
Высшим органом, производящим регулярный контроль работы медицинских учреждений страны по определенному, заранее сформированному графику, необходимо и правомерно считать Министерство здравоохранения Российской Федерации. На более низком уровне иерархии контролирующих органов стоят территориальные подразделения Министерства, а под ними – специально создаваемые контрольные органы медицинских учреждений.
На любом из перечисленных иерархических уровней создается специальная экспертная комиссия, члены которой, собственно, и занимаются оценкой и контролем деятельности медицинского учреждения или же совокупности медицинских учреждений (это зависит от уровня). Традиционно это клинико-экспертные комиссии (КЭК). Клинико-экспертные комиссии производят планомерную оценку качества работы различных медицинских структур, проводят научную и просветительскую работу, организуют обмен опытом, выявляют недостатки и предлагают способы их устранения. Помимо перечисленных функций, клинико-экспертные комиссии соответствующего уровня занимаются рассмотрением наиболее серьезных медицинских случаев, по итогам которого составляется заключение КЭК с диагнозом и выводами комиссии по данному случаю. Надо сказать, что результат контрольно-научной плановой внутренней работы описываемых комиссий также носит название «заключение КЭК».
Таким образом, заключение КЭК есть одновременно медицинская справка (в таком случае целесообразнее было бы использовать уточняющий термин «справка КЭК») и документ внутренней отчетности.
Улучшение работы медицинских учреждений в целом по стране, а также ее рационализация представляют собой важнейшую цель деятельности клинико-экспертных комиссий. Деятельность этих комиссий основана на следующих нормативно-правовых актах:
Помимо указанных документов общего порядка, организация клинико-экспертной работы на базе определенного иерархического уровня здравоохранения нашей страны опирается на частные Положения, Уставы, приказы, распоряжения и т.д. Необходимо отметить, что заключение КЭК также оформляется по определенным правилам, установленным свыше.
Помимо заключения КЭК, комиссия по итогам своей работы может разрабатывать и принимать некоторые другие документы установленного образца. К ним относится, например, медицинская справка о результатах освидетельствования пациента комиссией (не справка КЭК, а ее альтернатива), а также медицинская справка – дубликат справки, выданной любым практикующим врачом. Кроме того, клинико-экспертная комиссия может по итогам своей работы подготовить акт о ее результатах, а также протокол ее проведения. Также клинико-экспертная комиссия после проведения контрольной проверки работы медицинского учреждения также составляет протокол и обеспечивает ведение журнала результатов таких проверок. При рассмотрении частных медицинских случаев, помимо документа «справка КЭК», может подготавливать направление пациента на медико-социальную экспертизу (с обратным талоном) или на врачебную комиссию высшего уровня.
На сегодняшний день работа клинико-экспертных комиссий, безусловно, нуждается в значительной доработке с внедрением и активным использованием различных современных научных и технических наработок. Это позволит более адекватно реагировать на вызовы современности, сделав текущую деятельность клинико-экспертных комиссий не только более эффективной, но и объективно более рациональной.
В частности, реальной насущной необходимостью выступает компьютеризация работы клинико-экспертной комиссии каждого иерархического уровня. Электронные базы данных, архивы, интернет-поддержка, автоматическая обработка данных и многие другие аспекты, безусловно, сыграют свою роль в облегчении работы медицинских работников, общей разгрузке, а также в повышении точности работы с параллельным снижением процента погрешностей.
ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК: