В нашей стране образовательные реформы хотя и проходят, но почти никогда не затрагивают основных столпов, которые, в свою очередь, были сформированы еще в советское время.
Здоровье, здоровый образ жизни и прочие подобные компоненты не могут не рассматриваться, когда речь идет о детях и их обучении в школе. Современная российская система образования строится преимущественно на принципах, оставшихся еще со времен Советского Союза. Это, надо сказать, далеко не самые плохие принципы, а преимущественно, напротив, весьма надежные, качественные и отлично выверенные механизмы.
Между тем период «пригодности» тех или иных подходов, методов, ориентаций и ориентиров, естественно, является ограниченным. К сожалению (а, возможно, все же, к счастью), ни одна схема не может работать вечно. Процент «износа» касается фактически любой сферы. Совершенствование всего, что происходит вокруг, не может не касаться и частных вещей и явлений. В итоге мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью проведении модернизации, реформирования, совершенствования абсолютно всего. Не исключение здесь также и подходы к образованию.
То, что было выработано когда-то в СССР и на протяжении многих десятилетий на практике показало свою эффективность, постепенно становится не просто неработоспособным, но неприменимым к современным реалиям из-за значительного расхождения условий, в которых происходит тот или иной процесс.
Действительно, чему можно удивляться, если технический прогресс с каждым годом идет все быстрее, если окружающая любого из нас внешняя обстановка меняется так быстро, что отслеживать эти изменения почти невозможно. Компьютерная и прочая цифровая техника вошла в нашу жизнь крайне стремительно и заняла в ней столь важное место, что исключать факты влияния цифровых технологий сейчас совершенно невозможно.
Следовательно, прогресс, причем как социальный, так и технико-технологический не может не учитываться и в контексте образования. Современные школьники не могут приравниваться к учащимся советского времени, и пояснять причины этого видится в данном случае нецелесообразным.
Между тем пока рано говорить и том, что советские стандарты в образовании могут и/или должны быть полностью отменены и заменены на новые. Безусловно, уже сейчас есть целая масса различных инноваций в учебном процессе. Однако же эти инновации вовсе не исчерпывают всех возможностей и необходимостей.
Одно из направлений для пересмотра – это медсправки для школы. В настоящее время, напоминаем, все дети, поступающие в общеобразовательные учреждения нашей страны, обязательно участвуют в диспансеризации, то есть проходят медицинские осмотры. Именно по их итогам и оформляются медсправки для школы. Именно в рамках этих осмотров и должны выявляться все проблемы с детским здоровьем. Плюс такие осмотры повторяются ежегодно, и каждая медкарта ребенка подлежит дополнению новыми сведениями.
Между тем, как показывает практика, в большинстве случаев детское здоровье оказывается по неизвестным причинам вне поля зрения школьных врачей. Нередко лишь медсправки о болезни ребенка, предъявляемые постфактум, указывают на то, что имела место какая-то проблема. То же самое касается и подчас внезапно появляющейся у того или иного ребенка медсправки о здоровье, представляющей освобождение от физкультуры. Особенно знаменательно, когда это не просто медицинская справка, а заключение КЭК.
Как показывает практика, такое между тем не является редкостью. В школьных медпунктах информированность о здоровье учащихся сегодня, мягко говоря, слабая. О том, что ребенок болен или имеет патологию, школьные врачи не сообщают, а узнают. Это, как можно догадаться, не совсем нормально.
Отсюда и проблемы, которыми сегодня сопровождается освобождение от физкультуры школьников, и проблемы, связанные с использованием медсправки о болезни (или, собственно, медсправки о здоровье) ребенка в контексте его обучения, и ряд других сложностей.
Можно несколько подробнее оговорить все, что касается школьной физкультуры и возможности ребенка не заниматься ею по состоянию здоровья, которое дает та или иная медицинская справка.
К сожалению, сегодня физкультура уже перестала быть любимым предметом большинства учащихся. Ее гораздо чаще воспринимают отрицательно, чем положительно. В итоге очень многие дети не занимаются физкультурой. Проблема здесь кроется в необходимости объективного выявления тех школьников, которые действительно не могут и не должны выполнять физически упражнения, предписанные школьной программой по физкультуре. А также тех, кто просто прикрывается нестабильным здоровьем, чтобы не заниматься.
В настоящее время, с учетом указанного дефицита сведений в школьных медпунктах и типичности ситуации с внезапным выявлением детских болезней, не так просто проводить качественный контроль в части физкультуры. Как результат: огромное количество детей, которые не посещают занятия по физкультуре – по тем или иным причинам, проверить которые фактически нельзя.
Контроль, если он появляется, может с легкостью обеспечить собственную динамику и легкость практического приложения к различным целям и задачам. Получается, что появление четкого контроля, конкретного мониторинга детского здоровья в школах (действительно работающих, эффективных и актуальных текущему моменту контроля и мониторинга!) есть шанс для решения комплекса не только медицинских, но и сопутствующих школьных проблем самого разного профиля.
ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК: