Профессиональная ориентация школьников

Не секрет, что не всякая работа приносит человеку радость и позволяет ему чувствовать себя достойным и полноценным членом общества. Даже в творческих и престижных профессиях, вызывающих порой восхищение или зависть окружающих, самим обладателям этих профессий не всегда есть чем гордиться. Чтобы профессиональная деятельность человека была наиболее продуктивна, необходимо его позитивное отношение к роду своей работы.

Профессиональная ориентация школьников.

В Советское время был придуман лозунг, что «все работы хороши» и т.д. Агитационная машина того времени зомбировала граждан, так как страна остро нуждалась в рабочей силе. Каменщики и плотники, сталевары и шахтеры, и еще много рабочих специальностей всеми силами навязывались людям. И послушный народ шел на зов Партии, разумно предполагая, что лучше стоять у станка на заводе, чем валить лес в ГУЛАГе. И хотя, добровольно-принудительный выбор профессии уже в далеком прошлом, проблема профориентации в современном обществе осталась и это очень важная составляющая в жизни и молодого поколения, и людей старшего возраста.

Не секрет, что не всякая работа приносит человеку радость и позволяет ему чувствовать себя достойным и полноценным членом общества. Даже в творческих и престижных профессиях, вызывающих порой восхищение или зависть окружающих, самим обладателям этих профессий не всегда есть чем гордиться. А ведь дело бывает не только в невозможности по каким-либо причинам реализовать свои творческие или профессиональные планы. Зачастую на это влияют оценки их труда (не всегда справедливые) со стороны общества. Как итог, труд не доставляет человеку чувство радости от самореализации, что в свою очередь нередко приводит к сильным стрессам, ощущению неудовлетворенности и серьезным страданиям.

Часто получается так, что неверный выбор профессионального (трудового) самоопределения и самореализации становится серьезной причиной различных психологических, экзистенциональных и жизненных проблем. Предпочтение в выборе профессии обычно зависит от положительной предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности. Чтобы профессиональная деятельность человека была наиболее продуктивна, необходимо его позитивное отношение к роду своей работы.

Глубокие социальные и экономические изменения, которые произошли в России в последнем десятилетии ХХ века, коснулись не только внешних условий, влияющих на представление о профессиях человека, начинающего трудовую деятельность. Серьезно деформированной оказалась и его личная, субъективная сфера. Семейные традиции по переходу профессии из поколения в поколение были разрушены. Резко упала авторитетность мнения родителей и наставников как экспертов в области выбора профессиональной стези.

Границы между «мужскими» и «женскими» профессиями стали размываться. К 14-15 годам подростков больше интересует мнение своих сверстников, меньше – учителей и еще реже – родителей и родственников. И с возрастом влияние окружающих только уменьшается. Уже с 16-17 лет подростки выказывают достаточную самостоятельность и сознательную активность в выборе профессионального самоопределения. Кстати, девушки зачастую бывают более активны, чем юноши. Подмечено, что наиболее интеллектуально развитые и личностно зрелые подростки свой профессиональный выбор делают без видимого влияния своего окружения (родители, родственники, учителя, друзья).

Основы профориентации подростки получают еще в школе. Их учат оценивать свои коммуникативные и организаторские способности. Они изучают мотивации и склонности к различным сферам профессиональной (трудовой) деятельности.

Научная дисциплина профориентология, которую молодые люди проходят уже в высших учебных заведениях, имеет своей целью формирование и развитие компетентности в области профессионального становления личности. Она знакомит с миром профессий, классифицирует и дает социально-психологическую характеристику различных профессий, рассматривает типовые сценарии профессиональных биографий. Профориентология формирует коммуникативные и презентационные навыки, развивает способности в сфере проектирования своего будущего карьерного роста и др.

Целью профориентологии является оказание помощи, как в психологическом, так и в педагогическом плане, при выборе профессии или в процессе своего карьерного роста.

На протяжении долгого времени профориентация и профобучение шагали рядом, ориентируясь в основном на подростковую аудиторию. Все исходило из посылов, что обучение и профессия даются на всю жизнь. Но к середине 90 годов прошлого века изменилось государственное устройство, произошло структурное изменение в экономике, появился институт безработных. Все это внесло серьезные коррективы в прежде сложившуюся практику. Какая-то часть задач профориентации и профобучения, как и раньше, решается в рамках среднего и высшего профобразования. Другая – в системе региональных служб занятости, третья – в системе корпоративного обучения, четвертая – в системах краткосрочной подготовки, переквалификации и переподготовки. Изменилась сама концепция профессиональной ориентации и образования.

Единственное, что не поменялось, так это необходимость после выбора профессионального вида деятельности и перед оформлением на работу проходить медицинское освидетельствование. Медицинская справка 086 у является обязательной к представлению при оформлении на работу или поступлении на учебу в высшие и средне -технические учебные учреждения. Справка по форме 086 у выдается после прохождения медицинской комиссии. Личностная предрасположенность к выбранной профессии не будет ничего стоить, если у вас обнаружатся медицинские противопоказания к данному виду трудовой деятельности. Чтобы получить справку на профпригодность, нужно будет пройти обследование у врачей: терапевта, невропатолога, хирурга, ЛОРа и офтальмолога. Кроме того, справка по форме 086 у включает в себя результаты анализов, заключение флюорографии и прививочный лист (выписка о произведенных прививках).

ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:

Заключение о профпригодности по приказу 302н Медицинские книжки — получение, продление, аттестация
Прохождение флюорографии с оформлением медсправки Карта профилактических прививок (форма 063/у)
Форма 027/у (выписка из медицинской карты больного) Форма 076/у-04 (санаторно-курортная карта для детей)
Форма 072/у-04 (санаторно-курортная карта для взрослых) Форма 070/у-04 (справка для получения путевки)
Медицинская карта ребенка (форма 026/у-2000) Справка для выезжающих за границу (форма 082/у)
Освобождение от физкультуры после болезни Справка-заключение КЭК (форма 035/у-02)
Справка о контактах (справка о эпидокружении) Медицинская справка для детского лагеря (форма 079/у)
Заключение о профпригодности для работы/учебы (форма 086/у) Медицинское заключение для поступления на госслужбу (форма 001-ГС/у)
Справка о временной нетрудоспособности (форма 095/у) Справка о сроке беременности (женск. консультация/гинеколог)
Справка в спортзал для детей (форма 1) Медицинская справка в спортзал (форма 083/5-89)
Справка в бассейн для детей (форма 1) Медицинская справка в бассейн (форма 083/4-89)

На ту же тему
 Врачи онлайн
Врачи города Москва готовы ответить на вопросы
Новые публикации
Медицинские нормы © 2017   Наверх