Неоднозначность российской государственной службы

Госслужба в Российской Федерации год за годом реформируется с целью превращения ее в прозрачную систему, служащую, прежде всего, интересам народа. Однако пока, к сожалению, нельзя сказать, что на данном пути достигнуты серьезные успехи.

Неоднозначность российской государственной службы.

Бюджетная сфера профессиональной занятости населения в каждом государстве является местом постоянной работы определенного процента трудоспособного населения. В разных странах существует большее или меньшее количество бюджетников. Однако обойтись без них совсем в любом случае не получится. Поскольку не все виды деятельности предполагают непосредственное производство конечного продукта, который можно продать по себестоимости или с получением выгоды. Такие области, как образование, здравоохранение, государственная и общественная работа и т.д. традиционно датируются из государственного бюджета. В зависимости от того, насколько та или иная страна ориентирована на рыночную экономику либо социальную сферу, может розниться и процент бюджетников, и уровень, а также порядок расчета их заработной платы.

Россия – это социальное государство, это страна, где обеспечивается максимальный перечень социальных льгот и трансфертов для населения, где слабозащищенные группы граждан находятся под опекой государственных органов. В соответствии с этим бюджетная сфера занятости в Российской Федерации весьма широкая. В то же время это вовсе не означает, что отечественные бюджетники живут в идеальных условиях и располагают огромными зарплатами. Традиционно уровень заработной платы работников бюджетной сферы в России невысокий, вызывающий у них самих же недовольство.

На этом фоне очень ярко выглядит контраст между различными направлениями бюджетной занятости граждан. Всеобщее негодование связано с разницей в уровне дохода «классических бюджетников» — учителей и врачей и уровнем дохода государственных служащих, чиновников, которые так же, как известно, получают зарплату из бюджетных средств.

Коррупция чиновничества – это то, с чем российское государство борется уже не одну сотню лет. Излишняя бюрократизация госслужащих также постоянно вызывает волны протеста. Сейчас в нашей стране общее количество государственных служащих составляет около двух миллионов и более. Понятно, что такое количество чиновников дает серьезную нагрузку на непосредственных производителей «чистых денег», то есть тех, кто действительно занят в сфере производства.

В данном контексте ведется расширенная работа по оптимизации деятельности государственных служащих. В частности, формируются строгие требования к их численности, составляются критерии отбора на госслужбу и критерии организации периодических проверок их профессиональной квалификации и т.д. Таким образом, предпринимаются действия, позволяющие оставить в среде госслужащих только тех, кто искренне заинтересован в качестве своей работы, и исключить из нее лиц, пришедших в госслужбу ради выгоды и других корыстных целей.

Если провести комплексный анализ того пути, который должен пройти российский граждан на пути к должности государственной службы, то можно получить двоякий результат. С одной стороны, требования к госслужащим индивидуализируются, становятся более конкретными и жесткими. С другой же стороны, схема попадания на госслужбу становится более доступной и предсказуемой, заранее предсказывающей, кто может рассчитывать на должность государственной службы.

Заметим, что до сих пор в России не сформирован единый перечень требований для поступления на государственную должность. Федеральный закон РФ, контролирующий государственную службу, говорит лишь о наиболее общих из таких требований – это высшее профильное образование, гражданство Российской Федерации и отсутствие судимости. В то же время соответствие этим критериям еще совершенно не гарантирует приема на должность государственной службы. Дело в том, что имеется еще целый ряд локальных требований к госслужащим.

В частности, предполагается, что эти люди должны быть морально и психически здоровыми и устойчивыми (для этого требуется врачебное заключение – специальная медсправка для госслужбы), должны иметь больший или меньший опыт работы (нужна трудовая книжка), не должны иметь задолженностей перед государством (в этом смысле применяется удостоверение ИНН) и т.д. Кроме того, отдельные должности госслужбы могут и должны налагать дополнительные критерии обора потенциальных служащих.

Заметим, что использование той же медсправки для госслужащих как особенной медсправки, отличной от всех прочих (медсправка для госслужбы – это форма 001-ГС/у), появилось не так давно. Раньше в качестве медсправки для госслужащих использовалась медсправка на профпригодность (форма 086/у). Форма 001-ГС/у была введена около пяти лет назад, но даже этого срока недостаточно для того, чтобы все граждане усвоили новую практику.

Отдельная медсправка для госслужбы, то есть форма 001-ГС/у стала использоваться, чтобы конкретизировать отбор кандидатов. С появлением этой медсправки более детально проверяется именно психоэмоциональное здоровье претендентов на государственную службу. Медсправка на профпригодность в отличие от медсправки для госслужбы ориентирована на универсальный анализ состояния здоровья.

Таким образом, новая практика одновременно упрощает такую процедуру, как получение медсправки, и в то же время ставит в тупик людей, которым ничего не известно про то, что существует специальная медсправка на профпригодность именно для госслужащих.

Точно так же не все россияне хорошо понимают, что значит «профильное образование». Дело в том, что высшие должности госслужбы могут занимать только те граждане, чье образование соответствует сфере деятельности в области, где задействована данная должность. Иными словами, инженер не может руководить юридическим департаментом и наоборот. При этом принципиальное наличие высшего образование – это критерий обора госслужащих, но не гарантия зачисления на конкретную должность.

К сожалению, несмотря на ведущуюся работу, в сфере российской государственной службы по-прежнему живы традиции так называемой «семейственности», «клановости», одним словом, субъективизм в подходах. При таком положении вещей человеку «с улицы» попасть на должность очень сложно. Несмотря на то, что формально путь туда для него открыт. Таким образом, складывается явное непонимание в обществе относительно отбора государственных служащих.

Кстати сказать, для госслужащих сейчас обязательны ежегодные аттестационные квалификационные экзамены. Однако суть этих экзаменов, рекомендуемые формы их проведения и единые параметры оценки, результаты полностью отсутствуют на всех уровнях госслужбы и не отражены систематически ни в одном нормативном акте. По сути, получается, что квалификационная проверка для разных госслужащих можно проходить совершенно по-разному, причем для кого-то она будет простой бумажной формальностью, а для кого-то настоящим испытанием с самым строгим, да еще и субъективных подходом со стороны «экзаменаторов».

Конечно, не хочется в очередной раз сравнивать российскую действительность с западной практикой, но такое сравнение напрашивается само по себе. В той же Америке, а именно, в США практически каждый житель отлично знает, каковы лично его шансы, а также шансы его ближайшего окружения на то, чтобы стать госслужащими. Более того, все американцы знают, как бороться с пороками госслужащих, какие методы помогут исключить эти пороки и т.д. Россиянам до такой правовой грамотности, к сожалению, еще очень далеко.

ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:

Заключение о профпригодности по приказу 302н Медицинские книжки — получение, продление, аттестация
Прохождение флюорографии с оформлением медсправки Карта профилактических прививок (форма 063/у)
Форма 027/у (выписка из медицинской карты больного) Форма 076/у-04 (санаторно-курортная карта для детей)
Форма 072/у-04 (санаторно-курортная карта для взрослых) Форма 070/у-04 (справка для получения путевки)
Медицинская карта ребенка (форма 026/у-2000) Справка для выезжающих за границу (форма 082/у)
Освобождение от физкультуры после болезни Справка-заключение КЭК (форма 035/у-02)
Справка о контактах (справка о эпидокружении) Медицинская справка для детского лагеря (форма 079/у)
Заключение о профпригодности для работы/учебы (форма 086/у) Медицинское заключение для поступления на госслужбу (форма 001-ГС/у)
Справка о временной нетрудоспособности (форма 095/у) Справка о сроке беременности (женск. консультация/гинеколог)
Справка в спортзал для детей (форма 1) Медицинская справка в спортзал (форма 083/5-89)
Справка в бассейн для детей (форма 1) Медицинская справка в бассейн (форма 083/4-89)

На ту же тему
 Врачи онлайн
Врачи города Москва готовы ответить на вопросы
Новые публикации
Медицинские нормы © 2017   Наверх